9 июля 2013 года в г.Москве, в рамках открытого заседания Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России (далее профильный Комитет Союза), были обсуждены актуальные проблемы обеспечения лесозаготовительной отрасли тракторной техникой.

В заседании приняли участие представители компаний, производящих и потребляющих лесозаготовительную технику, профильных департаментов Минпромторга, Росагролизинга, а также ведущие эксперты отрасли.

Заместитель Председателя профильного Комитета Союза машиностроителей России, Президент Ассоциации «Рослесмаш» Николай ЕРЕМЕЕВ озвучил коллегам основные проблемы, существующие в лесозаготовительной отрасли страны по обеспечению ее тракторной трелевочной техникой.

В качестве основных причин сложившегося положения были выделены последствия финансово – экономического кризиса 2008 года, отсутствие в «выживших» российских компаниях достаточных финансовых возможностей на проведение полноценных исследовательских и проектно-конструкторских работ, недостаточность их конструкторского, технологического и производственного потенциала. В настоящее время, вместо создания принципиально новых лесных машин и оборудования профильные машиностроительные предприятия вынуждены ограничиваться модернизацией серийной техники, разработанной в 70-80-е годы прошлого столетия.

Далее Николай Сергеевич в своем выступлении отметил, что переход к рыночным реформам в России отрицательно сказался также и на деятельности отраслевых научных и проектных организаций. «За последние 20 лет их количество сократилось в 10 раз, а численность научных сотрудников - более чем в 30 раз. При этом, средний возраст последних составляет более 60 лет», - подчеркнул Еремеев.

По его словам, государство не уделяет должного внимания  проблемам лесного машиностроения. Более того в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»,  утвержденной Распоряжением Правительства от 27.02.2012 г. № 2539-р до 2016 года не предусматривались бюджетные средства на НИОКР, обеспечивающие инновационное развитие лесного комплекса. Но, в последние время стали намечаться отдельные положительные тенденции: проблеме резко ухудшающегося состояния лесного комплекса в целом и лесного машиностроения в частности были посвящены Президиум Госсовета, который состоялся 11 апреля 2013 года и Совещание у Председателя Правительства Российской Федерации (19 июня 2013 г.), в результате которых выработан ряд поручений, и в т.ч. «подготовить предложения по механизмам стимулирования отечественного производства, машин и оборудования для предприятий лесного комплекса».

Президент Ассоциации «Рослесмаш» в своем выступлении обозначил возможные направления развития лесного машиностроения и предложил ряд конкретных мер по выходу из кризиса: в сфере развития рынка отечественных лесных машин и оборудования, в финансово-экономической области, а также в направлении восстановления и развития научно-технического потенциала с целью создания современной инновационной продукции лесного машиностроения.

Н.Еремеев обратил внимание присутствующих на необходимость участия членов Комитета и приглашенных лиц в разработке подпрограммы по «Лесному машиностроению» в рамках исполнения поручения Президента о корректировке государственной    программы    «Развитие    промышленности    и повышение ее конкурентоспособности».

Директор Некоммерческого партнерства «Лесной Союз» Виктор ГРАЧЕВ в своем выступление констатировал тот факт, что «за период экономических реформ лесное машиностроение вместе с отраслевой наукой практически было разрушено». По его словам на российский рынок «поступаеттехника импортного производства, во многих случаях - после реставрации, бывшая в употреблении». Только крупные компании, такие как группа «Илим», могут себе позволить приобрести современные, соответствующие мировым стандартам машины.

«Вполне очевидно для всех, что Россия – лесная держава, а у нас почти четверть мировых запасов леса, не может эффективно развивать лесной сектор экономики без собственной материальной базы лесного машиностроения», - констатировал Грачев. По его мнению нужно проанализировать причины разрушения отечественного лесного машиностроения, определить меры, обеспечивающие возрождение отраслевой науки и развития лесного машиностроения, на основании чего сформировать государственную программу развития лесного машиностроения. Одной из главных причин невостребованности продукции отечественного машиностроения Виктор Васильевич назвал процесс разукрупнения лесопромышленных предприятий.

Генеральный директор ООО «Онежский тракторный завод» Даниил ДЕМАКОВ в своем выступлении обозначил проблемы и перспективы развития хлыстовой технологии заготовки леса, как основы производства трелевочной техники в России. Представитель одного из старейших заводов страны (Онежскому тракторному заводу в этом году исполнилось 310-лет) и единственного производителя отечественной трелевочной техники обосновал актуальность хлыстовой технологии заготовки леса для России в сравнении со сложившейся практикой в ведущих лесных странах, таких как Канада и США.«При лесозаготовке в России хлыстовая технология с использованием комплекса машин в составе валочно-пакетирующей машины и процессора на гусеничном ходу и скаддера на колесном ходу более чем вдвое эффективна, чем скандинавские технологии на основе колесного комплекса «харвестер+форвардер», - резюмировал свое выступление Демаков. – «Учитывая больший выход древесины и, соответственно, меньший процент отходов при хлыстовой технологии заготовки по сравнению с сортиментной, для более эффективного освоения лесного фонда России, необходима государственная поддержка лесозаготовителей, использующих хлыстовую технологию заготовки леса, путем, например, субсидирования приобретения лесозаготовительной техники отечественного производства».

Заместитель директора Департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Валерий ПРИЛИПОВ рассказал участникам заседания о том, что Минпромторг России и Минэкономразвития России уже имеют поручение Правительства по подготовке мер поддержки лесопромышленного комплекса страны. Поэтому предложения участников заседания окажутся своевременными и востребованными в Министерстве промышленности и торговли. Далее им были представлены возможные конкретные схемы организации государственно – частного партнерства.

В последовавшей дискуссии Генеральный директор ООО «НПО «Автомаркет Майнинг» Валерий ПЕЙСАРОВ изложил свою точку зрения на возможное развитие сотрудничества между государством и частными предпринимателями, охарактеризовал желаемые для машиностроителей меры господдержки отечественных товаропроизводителей.

С отдельными замечаниями, предложениями, репликами по ходу обсуждения неоднократно выступали: член Комитета, Заместитель директора по развитию ООО «КАМАЗ-ЛИЗИНГ-Сервис» Александр УЗЯНОВ, начальник отдела сельскохозяйственного и лесного машиностроения Министерства промышленности и торговли России Сергей КИСЕЛЕВ, руководитель Аппарата Комитета Гелла НАМИНОВА, Генеральный директор ОАО «Соломбальский машиностроительный завод» Иван СЛАВЯНОВ, руководитель Департамента материально – технического обеспечения лизинга ОАО «Росагролизинг» Александр КОВАЛЕНКО.

В завершение, Председатель заседания Николай ЕРЕМЕЕВ обобщил высказанные мнения и предложения о необходимости гармонизации взглядов, оценок отечественных производителей и потребителей лесозаготовительной техники, объединения их усилий при поддержке государства, в целях выработки комплексной системы мер по развитию лесопромышленного комплекса России с опорой на продукцию отечественных производителей лесозаготовительной техники.

Резюмируя изложенное, Николай ЕРЕМЕЕВ предложил подготовить и направить от имени Союза машиностроителей России в Правительство Российской Федерации перечень мер по поддержке и развитию лесного машиностроения. Одновременно прозвучала просьба к присутствующему на заседании члену Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации В.В.Грачеву, поднять вопрос по поддержке высказанных предложений на одном из заседаний Совета.

Поступившие от участников заседания конкретные предложения будут обобщены и проанализированы Рабочей группой для последующего направления коллегам – машиностроителям, в Правительство РФ и профильные министерства.